|
|
Нерасторопность чиновников может породить кризис на рынке лекарств
Новый год может принести больным людям новые проблемы. Высока вероятность того, что с 1 января в аптеках их встретят пустые прилавки – дефицитом станут даже самые привычные и распространенные медицинские средства. Дело в том, что технические регламенты, по которым с 2007 г. должно производиться декларирование лекарств, до сих пор не подготовлены куратором российского здравоохранения - замминистра Минздравсоцразвития Владимиром Стародубовым. Это обстоятельство может парализовать торговлю медикаментами, так как старая система контроля качества и безопасности лекарственных средств будет отменена, а новая не сможет вступить в силу из-за ее неготовности. Закон о техническом регулировании лекарств должен был прийти на смену системе сертификации ещё три года назад, но его исполнение несколько раз откладывалась из-за того, что Росздравнадзор и Минздравсоцразвития не предоставляли необходимые документы. Нерасторопность чиновников вполне может затормозить реализацию национальных проектов, считает председатель Комитета СФ по социальной политике Валентина Петренко. Сертификация медикаментов, ввозимых на территорию РФ, фактически не создаёт никакого заградительного барьера против проникновения в страну фальшивых или некачественных медикаментов. «Такой сертификат можно просто купить, и ждать от него каких-то гарантий качества продукции бессмысленно», - так считают многие авторитетные специалисты. Декларирование же лекарств подразумевает обязательное предъявление в сертификационные центры «сертификата соответствия», причем обязанность предъявлять этот документ будет лежать и на производителях, и на дистрибьюторах. Без этого удостоверения и протокола испытаний каждого лекарственного средства в независимой лаборатории в России никто не сможет продать ни одной таблетки. Как отметил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Борис Шпигель, общая ситуация с принятием технических регламентов в области здравоохранения и социального обеспечения оставляет желать лучшего. Росздравнадзор и Минздравсоцразвития не проявляют особого рвения в работе над документами, что поневоле наталкивает на мысль о том, не происходит ли намеренное затягивание этого процесса. По словам главы Росздравнадзора Рамиля Хабриева, в настоящее время подготовлено лишь три регламента, а восемь (!) находится еще в стадии разработки – не слишком много за три года с момента принятия закона. В результате до сих пор не принят ни один регламент, связанный с обращением медицинских изделий и лекарств. Тем временем это не единственная недоработка в сфере здравоохранения. Вчера член бюджетного комитета Государственной Думы, депутат от «Единой России» Павел Воронин обратился в прокуратуру с требованием установить и привлечь к ответственности виновных в злоупотреблениях и нарушениях закона при исполнении программы ДЛО (льготного лекарственного обеспечения), которую также курирует заместитель главы Минздравсоцразвития Стародубов и глава Росздравнадзора Хабриев. В своём депутатском запросе на имя Юрия Чайки Воронин приводит факты, свидетельствующие, по его мнению, о том, что чиновники от медицины, осуществляя закупки лекарств для ДЛО, лоббируют интересы отдельных фармацевтических компаний. В частности, компании-участники в ДЛО на 2007 год были определены волевым решением руководства Росздравнадзора, а не по итогам открытого конкурса, как того требует федеральное законодательство. Результатом отсутствия конкуренции в ДЛО стало неоправданное удорожание медикаментов, поставляемых в регионы. "Если открыть реестры Росздравнадзора, то можно увидеть, что цены производителя в них выше, чем цены в аптеках», - отметил в интервью «Коммерсанту» руководитель отдела стандартизации в здравоохранении НИИ общественного здоровья Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова Павел Воробьёв. Как уверяют эксперты, из-за такого неэкономного подхода к закупке лекарств в 2007 году может снова не хватить бюджетных денег, выделенных на приобретение препаратов по ДЛО (на эти цели в казне запланировано от 40 до 50 млрд руб.). При этом нехватка лекарств и отсутствие технических регламентов может вызвать настоящий кризис на лекарственном рынке и как результат приведет к росту социальной напряженности.
|