«Эффекта Моцарта» не существует

Кафедра урологии Ростовского государственного медицинского университета

8 (8632) 918-908, 8 (8632) 637-560,
  • 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29, РостГМУ

    E-mail: rostovurologia@narod.ru; rostovurologia@narod.ru
  •    Главная | КОНСУЛЬТАЦИЯ УРОЛОГА | Издания | Добавить в избранное | Обратная связь  









    «Эффекта Моцарта» не существует


    Пассивное прослушивание произведений Моцарта, или классической музыки вообще, не приводит ни к краткосрочному, ни к постоянному повышению интеллектуальных способностей. К таким выводам пришли немецкие ученые в ходе исследования, проведенного по заказу министерства образования и науки Германии.

    Исследование, оказавшееся первым систематическим обзором имеющейся по данной проблеме литературы, было проведено группой экспертов, в состав которой вошли нейрофизиологи, психологи, педагоги и философы. Все соавторы работы имели музыкальное образование.

    По словам ученых, им не удалось найти сколько-нибудь веских подтверждений реального существования так называемого «эффекта Моцарта» – понятия, появившегося с легкой руки американских исследователей в начале 90-х годов. Тогда, после небольшого эксперимента, группа сотрудников Калифорнийского университета пришла к заключению, что 10-минутное прослушивание произведений великого австрийского композитора значительно повышает скорость решения задач на пространственное мышление.

    Несмотря на то, что обоснованность заключений американских ученых вызывала сомнения, вал публикаций, посвященных «эффекту Моцарта», постоянно нарастал, а само это понятие очень быстро превратилось в безотказный маркетинговый инструмент музыкальной индустрии.

    По мнению немецких ученых, результаты большинства исследований по данному вопросу либо не поддаются воспроизведению, либо слишком незначительны и неоднозначны. Так, люди, выполняющие тесты на сообразительность, действительно лучше справляются с заданиями после короткой музыкальной паузы, однако этот эффект никогда не продолжается больше 20 минут, и, что самое важное, совершенно не зависит от того, какую именно музыку – классическую, либо современную – слушают испытуемые.

    Выводы немецких ученых в отношении долговременного воздействия обучения музыке на интеллектуальное развитие детей не столь критичны. В частности, по словам одного из соавторов исследования Ральфа Шумахера,  небольшое, но статистически значимое воздействие музыкального образования на уровень IQ, прослеживавшееся в течение ряда лет, действительно было зафиксировано в нескольких серьезных работах, достоверность которых не вызывает сомнений.



      Copyright © 2024 Ростовский государственный медицинский университет.