Мозг заранее готовится к потере концентрации

Кафедра урологии Ростовского государственного медицинского университета

8 (8632) 918-908, 8 (8632) 637-560,
  • 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29, РостГМУ

    E-mail: rostovurologia@narod.ru; rostovurologia@narod.ru
  •    Главная | КОНСУЛЬТАЦИЯ УРОЛОГА | Издания | Добавить в избранное | Обратная связь  









    Мозг заранее готовится к потере концентрации


    Перестройка активности коры головного мозга начинается приблизительно за полминуты до потери концентрации внимания вследствие переутомления, полагают норвежские ученые. По их мнению, в будущем это открытие позволит повысить уровень безопасности работы водителей, авиадиспетчеров и других специалистов, деятельность которых связана с повышенной вероятностью опасных для окружающих ошибок.

    Сотрудники Университета Бергена в Норвегии провели эксперимент, в ходе которого нескольким добровольцам пришлось в течение длительного времени следить за возникающими на экране монитора изображениями, нажимая определенные кнопки на клавиатуре. При этом участникам проводилось сканирование головного мозга методом функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).

    Рано или поздно все испытуемые начинали ошибаться при выполнении монотонной работы. Однако, как показало сканирование, во всех случаях этому предшествовало изменение структуры активности головного мозга, которое удавалось фиксировать в среднем за 30 секунд до неправильного действия.

    Выявленные изменения заключались в снижении активности префронтальной коры головного мозга, участвующей в управлении целенаправленными действиями, и одновременном «подключении» других зон, обычно активизирующихся в состоянии покоя.

    По мнению ученых, такая перестройка позволяет переутомленному мозгу перейти в щадящий режим работы. При этом значительный интервал между ее началом и полной потерей концентрации открывает возможность для создания системы раннего предупреждения возможных последствий этого процесса. Такая система может существенно снизить вероятность ошибок авиадиспетчеров или количество ДТП, спровоцированных заснувшими за рулем водителями.

    В настоящее время для сканирования головного мозга применяется весьма громоздкая аппаратура, которая вряд ли поместится в диспетчерской рубке или в салоне автомобиля. Впрочем, вполне возможно, что в будущем технический прогресс позволит перейти к портативным устройствам с аналогичными возможностями.



      Copyright © 2024 Ростовский государственный медицинский университет.